Работа Русской Православной Церкви с заключенными
Работа Русской Православной Церкви с заключенными имеет особое значение для всего общества, ведь люди, вышедшие с «зоны» — его будущие члены. Оставаться равнодушным к этой проблеме — значит согласиться с ценностями преступного мира, принять их, значит жить по законам этих людей. Но не стоит осуждать преступников, махать на них рукой. Собирая последние душевные силы в попытке исправиться, они более чем кто-либо нуждаются в поддержке.
24 января епископ Ржевский и Торопецкий Адриан в сопровождении священнослужителей Ржевской епархии посетил находящихся в «узах темничных». Иными словами, ржевскую исправительную колонию строгого режима №7. В «семерке» отбывают наказание в виде лишения свободы около 1200 осужденных. В основном, за совершение тяжких преступлений – убийство, грабежи, разбои. У многих большие сроки – 10, 15, 20 лет.
«Пенитенциарный» значит «покаянный»
Летом 2010 года здесь был совершен чин закладки храма в честь и память Пресвятой Богородицы и иконы Ее «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Строительство храма сейчас близится к завершению, причем заключенные возводили его своими силами. Осмотрев храм, владыка одобрил проделанную работу мастеров — по красоте архитектурного замысла и оформлению храм в колонии ничем не уступает храмам, которые строятся «на воле». Здесь все сделано с душой, скорее, это даже «крик души». Впечатлила узорная деревянная резьба. «Великолепно построенный храм, с большой любовью. Выразилась она во всем. Спасибо за храм – остров свободы», — отметил владыка. Обращаясь со словами архипастырского наставления и поддержки к осужденным, владыка Адриан сказал: «Прошу вас: используйте время пребывания здесь для исправления себя. 24 часа в замкнутом пространстве могут быть потрачены на пользу, если заняться собой». Конечно, тюрьма – это стресс, катастрофа. Но с другой стороны, это и шок, приводящий человека в чувство, заставляющий целиком переосмыслить свою жизнь, своё поведение, образ мыслей, шкалу ценностей. То есть привести к покаянию. Тюрьма вырывает человека из привычной обстановки. Для изменения себя, привычек, характера — это необходимое условие. Колония устраняет источники соблазнов и объекты зависимости, даёт необходимый временной ресурс для качественного изменения. Самое главное — это захотеть исправиться и узнать, как это сделать. Эти функции берет на себя Церковь. Не случайно понятие “пенитенциарное учреждение” происходит от латинского penitencia — покаяние.
Слушали владыку внимательно. Конечно, можно это внимание отнести на счет желания хоть чем-то развеять тюремную скуку. Но если посмотреть с другой стороны, в «семерке» организована православная община. Деятельность по духовному окормлению заключённых осуществляет иерей Алексей Ипполитов, настоятель церкви великомученицы Варвары. Батюшка бывает в ИК регулярно: служит молебны, совершает таинства исповеди, причастия. Психологически на зоне жить тяжело, отношения между людьми строятся там совсем по другим, нежели на воле, схемам. И священник нужен заключенным не только как совершитель богослужений, но и как человек, с которым можно запросто поговорить, попросить поддержки. Потому что храм — один из путей, позволяющих человеку сохранить в колонии свою личность. Сколько таких путей вообще существует – нам, людям с воли, сложно сказать. Это и учеба, и труд, и спорт. Ясно и то, что путь православия подходит далеко не для всех. Люди попадают в заключение самыми разными путями и по самым разным причинам. У них, естественно, не может быть одной на всех дороги к Богу, и сама по себе принадлежность к общине не может служить лишней «галочкой» при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.
Колония как срез общества
Полковник внутренней службы Андрей Рябков, начальник федерального казенного учреждения ИК-7 УФСИН по Тверской области, согласен, что у человека, совершившего преступление, в колонии есть время подумать.
— Попадая в нашу систему, человек попадает под действие режима, ставится в условия соблюдения определенных правил. Если человек их не выполняет, применяются меры взыскания: выговор, штрафной изолятор, помещение камерного типа. Если выполняет, то идут меры стимулирования: перевод на облегченный режим, дополнительные посылки, передачи. И человек понимает, что надо считаться с системой, с государством, шире — признавать определенный нравственный закон, – поясняет Андрей Владимирович.
— Колония — словно город в миниатюре. Посмотришь – вот оно, наше общество, точный его срез, — замечает А.В. Рябков. — В наше время редкий человек в трудные минуты не обращается за помощью к Богу, а для людей, оказавшихся в местах лишения свободы, нередко вера становится одной из тех немногих отдушин, помогающих сохранить надежду. Взаимодействуя с Русской Православной Церковью в процессе воспитательной работы с осужденными, мы стремимся проводить эту работу ненавязчиво, но последовательно. Конечно же, религиозные мероприятия не являются панацеей от всех бед. Они должны рассматриваться как одна из форм воспитательной работы с осужденными. Осознанно верующими можно считать несколько десятков от всего контингента, хотя для многих из них знакомство с верой до прибытия в колонию было поверхностным. Конечно, ни мы — администрация, ни священнослужители не ожидаем мгновенного массового положительного эффекта, но если хотя бы часть осужденных придет к вере и достойной жизни, значит, все наши усилия и труды были не напрасны.
Средства защиты
Русская Православная Церковь осуществляет свою миссию среди всех слоев российского общества, готового воспринимать голос Церкви на основе свободного самоопределения. Поэтому в местах лишения свободы Церковь может осуществлять не только духовно-нравственное воспитание заключенных, но и духовное окормление сотрудников уголовно-исполнительной системы, исповедующих принадлежность к Православию. Всем понятно, что в тюрьмах сидят не ангелы. И та система зла, которая складывается вокруг грешного, озлобленного человека, влияет не только на заключенных, но и на сотрудников.
Обращаясь к личному составу «семерки», Владыка Адриан отметил:
— Моя должность сродни вашей – «епископ» в дословном переводе с греческого значит «надзиратель». При вашей трудной работе без Церкви не обойдешься. Нужно души свои вычищать от того зла, с которым соприкасаетесь. Надо умело пользоваться теми средствами защиты, которые предлагает Церковь. Вам они просто необходимы, чтобы остаться людьми. Человек живет цикличностью недели, день отдыха – «обнуление». Шесть дней человек работает на себя, седьмой надо посвятить своей душе. Церковь предлагает – приди, сбрось накопившуюся тяжесть со своих плеч и получишь свободу. Тогда следующая неделя не начнется с груза вчерашних проблем. Как можно жить, постоянно общаясь с активным злом, и при этом иметь любимую жену, мужа, детей? Сколько нужно приложить сил, чтобы эту любовь не потерять? Но любовь – не то чувство, которое, как муза, может посетить, и человек влюбляется. В Священном Писании есть удивительные слова: из-за беззаконий народа в нем иссякнет любовь. Чем больше живем, нарушая нравственный закон, тем меньше вероятность, что мы имеем любовь. Почему здесь говорим вам об этих вещах? Мы – славяне, живем в России, государстве, которое сформировалось благодаря православной культуре. Поэтому мы здесь – представители Русской Православной Церкви. Смотрите, как звучит-то красиво – Русская Православная Церковь. Ощущаешь себя человеком, принадлежащим к мощной машине, которая сегодня дает некий сбой, но мы надеемся, что все-таки вырулим. При всех негативных явлениях, которые существуют в государстве, мы уже двигаемся поступательно в нужном направлении. Мы пережили страшный развал всей государственной системы. Что посеяли, то и жнем. Но следующие посевы должны быть у нас другими, созидательными.
Ближайшие планы
В ходе общения епископа Адриана с начальником колонии, прошедшем во взаимопонимании, были достигнуты договоренности о совместной работе на перспективу. Ближайшие планы – достроить к Пасхе храм, освятить престол и совершить первую Божественную литургию. При освящении храма и престола, к нему Господом приставляется ангел Церкви, который охраняет храм и то место, где он поставлен. Благодать Божия будет покрывать всех, кто находится рядом. Заключённые ждут скорейшего завершения строительства и первой Литургии.
Михаил Архангельский
Фото предоставлены отделом кадров ИК-7