Епископ Адриан: «Умным жить легче»
Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан в составе делегации Тверской митрополии посетил патриаршее совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», прошедшее в конце ноября в Москве и посвященное преподаванию теологии (по-русски — богословия) в вузах России. Сегодня православная теология преподается в 34 городах всех федеральных округов. Лицензию на подготовку теологов имеют 10 негосударственных образовательных учреждений и 37 государственных университетов. Среди них и кафедра теологии Тверского государственного университета – одна из старейших в России. Много труда в свое время вложил в нее епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Владыка и сегодня продолжает преподавать на кафедре.
— Ваше Преосвященство! В октябре в Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ МИФИ) была открыта кафедра теологии. Событие вызвало большой общественный резонанс. Как мы видим, кафедры теологии открываются по инициативе российских вузов. Тогда в чем заключается участие в этом процессе Церкви?
— Как раз в том и заключается, чтобы поддержать начинания энтузиастов. Не случайно в обсуждении этой темы на совещании принимали участие не только архипастыри и богословы, но и представители государственной власти, научного сообщества, образовательных структур, общественных организаций. Вопрос касается не только внутренней жизни Церкви или внутрицерковного богословского образования, но жизни всего общества и входит в сферу государственной ответственности.
— В своем докладе Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что до начала процессов секуляризации в Европе теология считалась царицей наук и была основой университетского образования. На Западе и сегодня теология, наряду с историей и классической филологией, составляет фундамент национального гуманитарного образования. А в современной России?
— К мировому опыту обращался и Святейший Патриарх, и другие участники совещания; и на пленарном заседании, и в ходе дискуссий. Святейший Патриарх отметил, что только в Германии ежегодно защищается около 250 диссертаций по теологии, признаваемых государством. Ситуация просто несопоставимая с тем, что происходит в России. Об этой проблеме надо говорить. И конечно, эту проблему нужно решать. В западных университетах богословские отделения не только готовят специалистов, но и присуждают ученые степени. В том числе и Оксфорд, где докторская степень по богословию приравнивается к PhD – русскому эквиваленту кандидата наук. Именно там в свое время защитил диссертацию по аскетике в творениях прп. Симеона Нового Богослова митрополит Волоколамский Иларион, возглавивший кафедру теологии МИФИ, по просьбе университетского руководства.
— Владыка, к сожалению, в России выпускнику теологической кафедры сегодня невозможно защитить диссертацию по богословию.
— В России ученые степени присваивает специальная государственная комиссия, так называемая ВАК, которая в своей классификации специальностей пока не предусматривает наличия богословских дисциплин. Переговоры о включении теологии в этот перечень ведутся уже не первый год. Считается, что теология – это не наука. Но люди, которые занимаются этим делом, хотели бы расти дальше, получать ученые степени. Говорить только о науке естественной и полностью отметать науку богословскую – совершенно неправильно. Вопрос стоял, чтобы государство подумало над тем, что университет – это та учебная база, где должны быть представлены все науки. Ведь университет — место, где человек приобщается к универсуму человеческого знания.
— Владыка, можно ли говорить о том, что сегодня часть церковного сообщества игнорирует теологию как образовательный предмет?
— Этот вопрос неоднозначно воспринимается Церковью. Многие считают, что теология в светском вузе не будет отвечать интересам Церкви. Сегодня система богословского образования в России развивается по двум основным направлениям. С одной стороны, это духовное образование в религиозных учебных заведениях (семинариях и академиях), а с другой — университетская теология. Первые традиционно занимаются в большей степени подготовкой священнослужителей. Вторые – подготовкой образованных, духовно просвещенных мирян, полезных как Церкви, так и обществу.
— Что следует понимать под «теологией в вузе»?
— Мы имеем в виду комплекс учебных и научных дисциплин, которые по всем параметрам соответствуют академическим стандартам. Знания, которые получают студенты духовной академии, могут быть даже ниже тех знаний, которые будут получать люди, защищающие кандидатскую, докторскую диссертацию на кафедре теологии в университете, и где богословская наука может быть поднята на более высокий уровень. К сожалению, не все это понимают. Некоторые правящие архиереи считают, что духовное образование должно развиваться только в стенах духовных школ. Но такое обособление ведет к самоизоляции Церкви.
– Да, время сегодня другое. Тем более, что до сих пор существует громадный дефицит адекватного знания о религии и Церкви в обществе.
— Если мы не отзовемся на духовные запросы людей, то грош нам будет цена. Кафедры теологии — это гарантия того, что общество не останется без ответа на важнейшие мировоззренческие вопросы. Наверное, нет необходимости говорить о нравственном упадке, демографическом кризисе, экономическом и так далее. Исправить положение можно, только изменив духовную атмосферу в стране. И здесь решающее значение имеет мировоззренческий выбор людей. Церковь должна занимать в этом вопросе самую активную позицию. Это — веление времени. Если отметем новые силы, которые пытаются влиться к нам, это будет крайне неправильно. Мы не говорим, что университет должен стать кузницей наших кадров. Хотя и не исключаем эту возможность. Из людей, окончивших университетскую кафедру теологии, процентов 20-30 придут в Церковь в качестве священнослужителей.
— Сейчас, как известно, особую остроту имеет вопрос преподавания предмета «Основы православной культуры» в составе блока «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Остальные 70 процентов теологов будут преподавать ОПК в школе?
— Выпускники кафедры теологии могут работать на всех значимых для Церкви и общества направлениях: заниматься научными исследованиями, преподавать в вузах и школах, трудиться в сферах катехизации, работать с молодежью в сфере миссии и социального служения, работать в СМИ, учреждениях культуры, общественных организациях и государственных учреждениях, правоохранительных органах. Теолог — это прекрасный эксперт в области межнациональных и межрелигиозных отношений, эксперт в области религиозных культур, религиозных традиций. Специалисты с такой квалификацией пригодятся и в самих религиозных организациях. Не стоит все сводить только к преподаванию ОПК. Сегодня люди имеют право получить то, что может дать Церковь. Необходимо пропитывать наше общество знанием тех наук, которые чуть ли не всегда были закрыты для обычного человека. Так давайте же приоткроем их – это же здорово.
— Владыка, появление теологии в российском высшем образовании — это исправление ошибок, допущенных много лет назад. Реабилитировали генетику, кибернетику, социологию. Наконец, настала очередь и теологии.
— Когда-то религия и Церковь вытеснялись на обочину жизни, вплоть до изгнания из сферы всяких общественных отношений. Но сегодня религиозность – это социологический факт, а не удел группы маргиналов. Так давайте духовный потенциал, которым обладает Церковь, нести в общество.
— Церковь должна выйти на улицу?
— Не в том смысле, что священник должен покинуть храм. Но он может сказать: «Люди, здесь истина. Здесь тот фундамент, на котором надо строить все здание». Священник – это хранитель очага духовного. Но людей нужно учить. Где это может происходить? В школах духовных или в университете, на кафедре теологии. Компетентными богословами, способными развивать богословскую науку и доносить знания, в том числе о православной вере и церковной традиции, до широкого круга людей, могут быть не только священнослужители, но и миряне. Разве это для Церкви плохо?
— Гениальная вообще вещь.
— Все зависит от нас – хотим мы этого или не хотим. Делаем мы усилия или не делаем. Сейчас существуют стандарты нового поколения. Многие хотели бы от этого откреститься. Но мы живем в глобальном мире. Мы уже не сможем «отсидеться за своим кустом» в Ржеве, Торопце, да и в целом в России. Мир объединен, и из этого пространства выпадать нельзя, иначе – сомнут. Окажемся на обочине истории, в грязи будем всю жизнь. Надо двигаться. И богословское образование в XXI веке невозможно представить вне его координации с общеевропейскими процессами, вхождение в которые является уже безусловным и необходимым условием развития высшей школы сегодня и завтра.
— Владыка, в современной России социальный заказ на теологические знания для школы, вуза и для общества огромен, однако пока еще четко не сформулирован. Иначе чем можно объяснить такое малое количество бюджетных мест?
— Это серьезная проблема: недофинансирование и малое количество бюджетных мест — всего 186 на страну. Только нам, в Тверской университет, нужно давать как минимум 50 мест. На сегодняшний день есть 15 студентов-заочников, которые обучаются на первом курсе кафедры теологии. В Рязанской митрополии в Университете на теологическом факультете обучаются 260 человек. Казалось бы, Рязань и Тверь расположены недалеко друг от друга, но у нас эта машина пока не заработала в полную силу. Предпринимаем шаги, чтобы выйти на новый уровень. У нас очень сильный преподавательский состав, есть неплохая материальная база, общежитие. Проблема в том, что не дают бюджетных мест. Хотя люди в провинции учатся более серьезно, чем в Москве.
— Большой плюс еще и в том, что Патриарх Кирилл сам вышел из академической среды.
— Конечно. Очень важно видеть день сегодняшний, не жить вчерашним днем. Некоторые спокойно полагают, что Церковь – это институт вечный, забывая самое главное, что Церковь – это люди. Не будет в Церкви людей, и что мы будем делать? А их не будет, если люди не будут знать, зачем они в храм ходят. А когда есть фундаментальные знания о Боге, о человеке, о создании мира, тогда осознанное мировоззрение появляется. Физик, который наблюдает атом изнутри, начинает понимать, что тут не обходится без какой-то силы потусторонней.
— Владыка, могу предложить анекдот из серии «физики шутят», как раз о богословии: «Прилетают Ангелы к Богу и говорят: «На Земле почти решили уравнение Бозон Хиггса, что делать будем? Они же теперь познают все тайны мироздания!» На что Бог отвечает: «Не волнуйтесь, мы просто добавим еще одно нелинейное слагаемое в единое уравнение поля».
— Да, хотя физика и претендует на полное познание и объяснение мира, но некоторые физики все-таки понимают, что их возможности не безграничны – и это оставляет пространство для диалога между богословием и наукой.
— И не зря среди выпускников МИФИ так много священников и даже один епископ.
— Люди науки воочию убеждаются, что такое мироздание само не могло произойти. Само противопоставление науки и богословия является ложным — в истории науки и в самом научном процессе многое связано с озарением, которое, безусловно, является событием духовной жизни.
Не случайно ректор Тверского университета Белоцерковский отметил на совещании, что невежество, так же как и бездуховность, одинаково опасны тем, что делают общество нежизнеспособным.
— Владыка, как правящий архиерей Вы поощряете движение кадров не только от университета к Церкви, но и в обратную сторону?
— Священнослужители могут и должны получать второе высшее образование, так как современная жизнь требует сочетания разных компетенций – это мнение прозвучало на совещании. До последнего времени у священнослужителей, уже рукоположенных в сан, было не принято получать второе образование. Но современные условия предъявляют принципиально новые требования к образовательному уровню клириков Русской Православной Церкви. Очевидна необходимость получения второго высшего образования в государственном вузе. Это необходимо для решения сложных многопрофильных задач, которые стоят сегодня перед нами: таких, как образовательная деятельность, работа с молодежью, социальная работа, диалог с секулярным обществом и государством. Думаю, что люди, которые неравнодушны и к науке, и к религии, должны после получения высшего образования пройти еще и этот университетский курс. Хотелось бы, чтобы в Ржевской епархии клирики окончили кафедру теологии. Это будет способствовать их интеллектуальному развитию. Например, у нас в Оковецком храме уже 8 месяцев идут курсы катехизации, которые раз в неделю посещают 60-80 человек. Это радует. Чем больше умных людей, тем легче жить.
— Ваше Преосвященство, благодарю Вас за интервью.
С епископом Адрианом беседовала Ирина Кузнецова
Информационная служба Ржевской епархии