АЛЕКСЕЙ ВЯХИРЕВ: «СЛУЖИТЬ ОБЯЗУЮСЬ ЧЕСТНО…»

К 200-летию Оковецкого собора (1821-2021 г.г.)

Период конца XIX – начала ХХ века для Ржева, уездного центра Тверской губернии, стала важной вехой в его развитии. И немалая заслуга в этом принадлежит ржевскому земству – органу местного административного управления, который не только курировал экономическую и хозяйственную деятельность уезда, но и столь же умело управлял всем спектром духовно-культурной и образовательно-просветительной работы. История ржевского земства начинается с конца 1865 года, когда в Ржеве прошли первые земские выборы. 21 декабря 1865-го была открыта Ржевская земская управа, для которой позже было построено большое каменное здание, сохранившееся и поныне (ул. Ленина, 16).

Храм Оковецкий в небо взмывает:
Строгий он, ясный, изыскан и прост,
И основаньем в столетья врастает,
Будто к нам вышел из прошлого мост…

ПОД ЭГИДОЙ РЖЕВСКОГО ЗЕМСТВА
Приведем несколько примеров, которые характеризуют качество работы местного земства. Так, при его непосредственном участии был решён вопрос со строительством в Ржеве большого железнодорожного узла, связавшего город с крупнейшими центрами России (Москва-Великие Луки, Москва-Рига, С.-Петербург-Торжок, Вязьма-Брянск-Симферополь). Значение этого события трудно переоценить, ведь прежде в Ржев можно было добраться лишь по Волге (судоходной в то время) и на перекладных – гужевым транспортом.
Открытие новых учреждений просвещения и народных библиотек, безусловно, является не менее значимым историческим фактом участия земства в градоустройстве. С 1872 года в 13 земских школах обучались не только мальчики (549), но и девочки (83). Для наблюдения за процессом обучения в школьные попечительские советы избирали известных ржевитян. А с середины 70-х годов XIX века во многих земских школах ввели бесплатное обучение ремёслам и прикладным видам ручного труда.
Открытие в городе сначала мужской (1901 г.), а затем и женской (1893 г.) гимназий, конечно же, значительно повысило общественный статус Ржева. Кроме того, практически при каждом ржевском храме (а их на тот момент было более 20) действовали церковно-приходские школы (ЦПШ), которые находились в ведении Священного синода Русской православной церкви. В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение, а в двухклассных школах, кроме этого, – историю.
Одним из важных центров народного образования и духовного просвещения в Ржеве во второй половине XIX века стала Владимирская церковь. Добротное деревянное здание на каменном фундаменте с железной кровлей являлось украшением правобережной стороны города. Церковь была трёхпрестольной: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери, ещё два – во имя преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры, и преподобного Арсения, игумена Новгородского. В 1860 году при храме была пристроена каменная колокольня, чуть позже – церковный дом для причта. С западной стороны ограды тогда же возвели небольшую каменную часовенку, где хранилась старинная икона святителя и чудотворца Николая, весьма почитаемая в Ржеве. Надзор за нею осуществлял сам староста церкви.
К началу 70-х годов XIX века около Владимирской церкви были построены три каменных одноэтажных здания, крытых железом. В первых двух разместились мужская и женская богадельни, в третьем – помещения для нужд женского училища, средства на содержание которого отпускал лично градоначальник, Почётный гражданин города Е.В. Берсенев. К началу ХХ века здесь появилось ещё одно строение – полукаменный дом для учителей.
Попечением Евграфа Васильевича в 1860 году во Владимирской церкви возобновились постоянные службы. Тогда в состав клира входили священник, дьячок и пономарь. Средства на её содержание отпускались через городскую Думу от ржевского купеческого сословия.

НА БЛАГО ГОРОДА И ЦЕРКВИ
8 ноября 1868 года в сане священника Ржевской Владимирской церкви был утверждён Алексей Иванович Вяхирев (1831-1900), который уже через год, 9 сентября 1869-го, на три десятка лет станет настоятелем Ржевской Оковецкой церкви. Напомним, что ещё раньше, в период с 1860-го по 1968 год во Владимирской церкви служил Константин Иоаннович Фиников (1837-1917). В приходе на тот момент значились 12 мужчин и 24 женщины – жители Князь-Дмитровской стороны Ржева. Дьячком Владимирской церкви с 1860 года здесь около 20 лет служил Василий Афанасьевич Шевелёв (1839 – после 1879), пономарём – Николай Алексеевич Рясенский (1841 – после 1864).
В 1871 году Почётным гражданином г. Ржева Тертием Ивановичем Филипповым (1825-1899) и его женой Марией Ивановной (1836-1894) при церкви было учреждено Братство Владимирской иконы Божией Матери – с целью благотворительного служения ближним (помощи нуждающимся, больным и престарелым). В 1895 году на собранные Братством пожертвования удалось построить новый дом, где разместились столовая и ночлежка для неимущих.
В 1884 году при Владимирской церкви было создано Братство святого благоверного великого князя Михаила Ярославича – как «всесословная общественная организация с целью религиозно-нравственного просвещения населения путём открытия церковно-приходских школ, организации внебогослужебных чтений, издания и распространения духовной литературы, борьбы с расколом и сектантством». Со временем здесь начали действовать церковно-приходское общество трезвости и Арсениево-Дионисеево братство, которое оказывало социальную поддержку семьям военных. При храме имелись большая библиотека и книжный склад.
Братство кн. Михаила Ярославича Тверского, существовавшее в Ржеве вплоть до 1918 года, помогало городу строить, открывать и содержать церковно-приходские школы, народные библиотеки, снабжало учебные заведения книгами и учебными пособиями. Так, в 1890-м при содействии Братства были открыты ремесленный приют для мальчиков, первое городское трёхклассное училище, где обучались 230 учеников, а также школа грамотности и детский приют на 10 приходских малышей; постоянными были и внебогослужебные собеседования. Успешное сотрудничество Ржевского земства и местного духовенства приносило исключительно добрые плоды во имя города и Церкви.
После Алексея Ивановича Вяхирева во Владимирском храме (на 1870 год) священником служил Василий Алексеевич Таиров (1831 – около 1872), представитель старинного рода тверского/кашинского духовенства.

ВО ИМЯ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА
Алексей Иванович Вяхирев прибыл в Ржев, находясь уже в зрелом возрасте – ему было 37 лет. Он имел немалый опыт работы и прекрасно зарекомендовал себя на прежнем месте духовного служения.
Немного биографических сведений. После прохождения учебного курса в Старицком духовном училище Алексей успешно поступил и окончил Тверскую духовную семинарию. 30 сентября 1860 года архиепископ Тверской и Кашинский Филофей определил его в архиерейский хор – для обучения малолетних певчих; одновременно он исполнял обязанности иподиакона. Через три с половиной года, 28 марта 1864 года, Алексея Вяхирева рукоположили в священники, определив его в церковь Спаса Нерукотворного Образа, что в село Спасское Старицкого уезда. Здесь он служил почти пять лет, вплоть до переезда в Ржев.
Кстати, со старицким храмом был связан один интересный факт. Сама деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом святителя и чудотворца Николая известна ещё с XVIII века (1779 г.), она же дала название и селу (Старый Спас/Нижний Спас – Верхний Спас). Особо почитаемой здесь считалась старинная икона «Спаса Нерукотворного Образа». По воспоминаниям местных старожилов, она имела большую силу: «Этот древний образ пользовался особенным уважением ржевских раскольников, которые нередко совершали паломничество в Спасскую церковь с целью поклониться Нерукотворному Образу. Но, после того, как икона была несколько подновлена, – паломничества раскольников прекратились».
Отец Алексей к тому времени был уже женат на Александре Михайловне (1846 – после 1880), старшей дочери осташковского священника Михаила Михайловича Куракина. В Спасском родились первенцы Вяхиревых – дочери Анна (1865 – после 1880) и Мария (1867 – после 1880). Позже, уже в Ржеве, в семье родились дочь Любовь (1869-?) и сын Иоанн (1876-?).
Отец Алексея Ивановича – Иван Емельянович Вяхирев (1792 – после 1865), потомственный священник, окончил Ржевское духовное училище (1811) и Тверскую духовную семинарию (1816). В 1818-м был произведён во священники и определён к Покровской церкви с. Дягунино Зубцовского уезда, где служил 17 лет (до 1835 г.). Затем два десятка лет (1840-1860) являлся священником Успенской церкви с. Зарино Старицкого уезда. С супругой Ольгой Алексеевной (1801-после 1860) они нажили 7 детей: двух сыновей – Дмитрия (1819-?) и Алексея, будущего ржевского пастыря, и 5 дочерей (Надежда, две Марии, Евдокия, Александра).
Перевод Алексея Ивановича в Ржев стал для него судьбоносным. Ведь именно в первом волжском городе он раскрыл все свои возможности как пастырь, педагог-наставник, общественный деятель и подвижник веры. Но – обо всём по порядку.

Ольга КУЗЬМИНА

Комментарии закрыты.