Как у любого храма, у кафедрального собора (в недавнем прошлом – храме), в честь иконы Божией Матери «Оковецкая» есть своя удивительная история, которая начинается …. с событий 7047 года от создания мира (1539 года по Рождеству Христову), во дни державного и благочестивого царя и великого князя, Иоанна Васильевича, всея Руси (ему было тогда 9 лет). В это время Бог благоволил подать людям своим, живущим в пределах города Ржева-Владимирова на краю Оковецкой волости, свыше дарование чудес, и тем, милостиво призреть на христианский род – явлением чудотворной иконы, родившей Его Богоматери. (Русский перевод рукописи «О явлении Оковецких икон и о чудесах от них» — середина XVI века).
I.Опустив об этом повествование, отметим лишь то, что до 1751 года село Оковцы со всеми окружными деревнями его прихода состояло в Ржевском уезде, вмещавшим в себя и нынешний Осташковский район, и что с 11 января по 11 июля 1540 года по старому стилю святая икона находилась в Москве в соборном храме Успения Богородицы.
В том же 1539 году люди поставят две деревянные церкви в Оковцах: одна во имя Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Оковецкой, или как она называется в месяцесловах – «Ржевской» с приделом святителя Николая, другая – во имя Происхождения Честных Древ. В 1750 году было предпринято построить каменную церковь с четырьмя престолами. Это в Оковцах.
II. А памятником время пребывания икон в Москве стала церковь Пресвятой Богородицы Ржевская с приделом Николая Чудотворца у Пречистенских ворот, построенной в 1686 году. А другая – на Поварской улице, с приделом Николая Чудотворца и святых бессребреников Косьмы и Домиана, построенной на месте остановки икон при внесении их в Москву.
III. В честь иконы были построены храмы в городе Ржеве и Твери.
На берегу Волги, напротив городской бани, находился бывший сквер. Какое-то время он назывался Пионерским. Постепенно всё пришло в окончательное запустение, заброшенность … Так было до конца XX века.
Вернёмся на несколько столетий назад.
Крепость-кремль и городской сад вокруг него располагались в Ржеве на Князь-Феодоровской стороне. А по другую сторону Волги находились две слободы с торговым и ремесленным населением, своими храмами, монастырями, погостами. Одна – Спасская слобода по имени Спасо-Преображенской церкви (в районе старого рынка). Другая – Ивановская (позднее – Береговая); не ошибёмся, если свяжем её название с церковью Иоанна Предтечи, существовавшей несколько столетий на месте нынешнего Оковецкого храма. Где храм, там и погост, большое кладбище на горе не устроишь; и место подобрано было у Волги, неподалёку от церкви. Краевед И. Красницкий, издавший в 1874 году очерк о нашем городе, говорит о «запустевшем и застроенном домами» старинном Никольском кладбище. Называлось оно так по Никольской часовне, которое стояло на том же месте и в начале XX века. Когда именно здесь копали фундамент под церковь Оковецкой Божией Матери, найдены были вросшие в землю камни с надписями о погребенных в начале XVI века иноках. К середине XVIII века на этом месте действующего кладбища уже не было, коли стали ставить церковь, все три придела которой посвящены Ржевской Святыне и святым: чудотворной Оковецкой иконе, святому Дионисию и святому Арсению.
Церковь действовала с 1758 по 1834 годы: временно упразднена была в виду отсутствия прихожан. Несколько выше его по горе, в первой трети XIX века на месте старинных деревянных построек воссиял храм Оковецкой Божией Матери, которым мы любуемся и поныне.
В 1861 году приволжская деревянная церковь возобновила службы при созданной в её ограде городской богадельни, но уже под именем Владимирской. Через 15 лет участок земли, о котором мы пишем, оказался связан с событиями, значительными для Ржева.
С 1875 года святая икона из села Оковцы ежегодно переносилась в наш город. Подчеркнём особо: священнослужитель и церковный староста и прихожане Оковцов изъявили желание ставить святыню в Ржеве «в церкви (бывшей Оковецкой) именуемой Владимирской Божией Матери». Итак – более 40 лет.
Жизнь била на этой земле и после закрытия церкви в 20х годах прошлого столетия. В здании за оградой жили студенты техникума, учились ребята в начальной школе; по церковным праздникам приходили тихие ржевитянки, вспоминали прошлое, молились.Война снесла всё.
В настоящее время военно-патриотическое объединение «Шурави» выступило с идеей поставить на бывшей церковной территории памятный знак о погибших в региональных войнах и конфликтах ржевитянах.
Комплекс Оковецкой церкви (1818-1832 гг.), с колокольней (1830-1842 гг.), часовней и сторожкой (1864-1868 гг.), находится на Большой Спасской площади (ныне ул. Марата, 7) на правом берегу реки Волги. Является одним из лучших памятников архитектуры позднего классицизма, не только в Ржеве, но и в Тверской области. Построенный по проекту губернского архитектора Н.Н. Ленгранда, он до сих пор имеет важное градообразующее значение, определяя силуэт правобережной части Ржева, привлекая внимание ярким столичным колоритом.
Первоначально деревянная церковь в Ржеве в честь местночтимой иконы Божией Матери с приделами Рождества Иоанна Предтечи и святого Нила Столобенского была выстроена на берегу Волги в 1758-1759 годах (повествование об этой церкви см. выше). XVIII век начал замену деревянных церквей на каменные. Ржевских прихожан деревянная церковь перестала удовлетворять. Она была тесновата, неказиста, слишком близко от реки Волги, не исключена была возможность затопления во время весеннего паводка. На строительство каменной церкви прихожане проводят сбор средств. По их желанию и на их средства будет возведена каменная церковь и в купеческом Ржеве.
И в 1818 году в мае месяце владыка Серафим подписал храмозданную грамоту на строительство церкви на Спасской площади. И когда всё было закуплено, в октябре 1818 года поступает доношение, что место не отводят, и, если до зимы не будет обозначено место, то не только чревато денежным уроном в 5000 рублей, но и ещё не дадут никакого другого места.
После переговоров владыки с губернатором Николаем Всеволжским, который, в свою очередь, переговорив с городничим, было обозначено место для Оковецкого храма «в среде самого его прихода», где в древние времена была церковь, и ныне есть признаки погребения тел. Речь идет о месте старинной деревянной церкви, давно сгоревшей, или разрушенной во имя Иоанна Предтечи. В документах XVвека встречается упоминание Ивановской слободы – по имени церкви, как и Спасская слобода, т.е. нынешние улицы Марата и Смольная (назывались 1я и 2я Предтеченские), и сходились на перекрестке у холма с фундаментом той самой «древней церкви».
И Николай Всеволжский дал указание городничему об отводе именно этого места под новый храм.
И с начала 1819 года Большая Спасская слобода (ныне ул. Марата) становится строительной площадкой. Многие церковные и литературные источники называют время окончательного строительства храма 1821 год (построенном вчерне), без отделки. Это был первый этап. Задержкой строительства была нехватка материальных средств, неопытность строителей. Лишь только в 1829 году возобновляется строительство храма. В 1830 году строительство близится к завершению и к 1832 году было полностью завершено строительство.
Но с самого начала строительства храма прихожане хотят построить колокольню на свои средства. И в первый год возобновления строительства храма был возведен её первый этаж. Но и здесь начинается каскад жалоб, записок, связанных с деньгами, занявших целое десятилетие до 1840 года, но самое главное – дело спорилось.
КОЛОКОЛЬНЯ ТРЕХЯРУСНАЯ
Первый этаж – прорезан мощными сквозными арками.
Второй этаж – решён в виде открытой галереи.
Третий этаж обработан полуколоннами.
Возводилась колокольня более 10 лет.
ЧАСОВНЯ
Часовня Иоанна Предтечи расположена неподалёку от колокольни, построена по некоторым данным в 1868 году, другие источники называют 1864 год.
Часовня каменная. Это позднее классическое сооружение выполнено, как сейчас говорят, «по типовому проекту» (подобные часовни до недавнего времени сохранились во многих городах области – очень похожая у Вознесенской каменной церкви в Торжке).
После реставрации в 2016 в году здании часовни вновь функционирует крестильное помещение.
1832 год. Был освящен алтарь и основная часть храма протоиереем Алексием Соколовым.
1834 год. Освящён престол Рождества Иоанна Предтечи архиеп. Тверским и Кашинским. В этом же году освящён и левый придел Нила Столобенского протоиереем Алексием Соколовым.1845 год. Устроена церковная ограда.
После революции церковь была упразднена.
Обследование 1941 года: здание крайне запущено. В 1936 году уничтожена ограда для нужд строительства.
Впоследствии склад и контора хлопкосбыта, находившиеся в нём, были выведены из храма, и после ремонта в 1959 году здесь разместился краеведческий музей.
С 1984 года неоднократно ставился вопрос о передаче православного храма верующим для возрождения православной жизни Ржева (при митрополите Алексии Коноплеве).
И лишь только
в 1991 году по инициативе благочинного округа протоиерея Олега (Чайкина), и православной общины города Ржева снова была затронута проблема и получено, наконец, положительное решение.
22 января 1991 года решением Исполкома Горсовета, здание Оковецкого храма было передано Православной Церкви.
Епископ Тверской и Кашинский Виктор благословил восстановление храма. С Божией помощью, огромными усилиями некоторых местных предпринимателей и организаций, при содействии и личного труда священнослужителей, прихожан, храм начал возрождаться.
24 июля 1991 года, спустя полгода, от Вознесенского собора к храму прошёл крестный ход, возглавляемый двумя епископами Тверским и Кашинским Виктором и Аргентинским и Южноамериканским Марком. (Иконописцы тверской школы церковных ремёсел уже в наши дни написали икону Ржевской Божией Матери по старинным спискам с чудотворной иконы. Новая икона написана в духе древнего, ещё рублевского иконописного стиля. Эта икона и была перенесена в Оковецкий храм крестным ходом.
1993 год. Настоятелем храма назначен иерей Константин Чайкин. И на праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы им было совершено первое Богослужение.
12 января 1994 года выдано Свидетельство о регистрации православного Прихода храма Оковецко-Ржевской Божией Матери.
А вскоре запела колокольня. Первая звонница из четырех колоколов подарена коллективом ОАО «Высота» и лично генеральным директором В.Т. Степанченко. Затем колокола изготавливают по заказу на московском заводе. Их поднимали в страстную субботу в апреле 1993 года.
А главный колокол в 40 пудов (640 кг) был поставлен весной 1994 года.
В сентябре 1996 года открыты Воскресная школа при храме, просфорня, церковная лавка. Спустя некоторое время на прихрамовой территории было построено отдельно стоящее здание где расположились воскресная школа, мастерские, библиотека. Начало развиваться подсобное хозяйство.
13-14 декабря 2003 года состоялась архиерейская служба на освящение престола Нила Столобенского.
В сентябре 2009 года на базе Воскресной школы создан Детский Православный Центр.
27-28 декабря 2011 года решением Священного Синода образована Ржевская епархия путём выделения из состава тверской епархии и включения в состав Тверской митрополии. Правящим архиереем назначен епископ Адриан, которому Синод постановил иметь титул Ржевского и Торопецкого.
Оковецкий храм в Ржеве принял статус кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Оковецкая».
В настоящее время настоятель собора — иерей Алексей Брагин. На приходе идёт полная, насыщенная службами и событиями жизнь.
Надеясь на милость Божию, Покров Божией Матери, предстательство преподобного Нила Столобенского и Крестителя Господня Иоанна прихожане в трудах и молитве продолжают посильно участвовать в благоукрашении собора.
Составитель — катехизатор собора Алексеева Н.В.
октябрь 2016 год
Список использованной литературы
1 Летопись «Церковная летопись. 1629 г.»
Текст предоставлен Д.С.Чураковым, потомственным ржевитянином (династия с 1618 г.)
2. Вид и краса города.
Т.Горская. Использован Гос. архив Тверской области Ф.160, оп. 13, д 57-1)
3. Документы и фотографии из архива прихода храма Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери. г. Ржев.
4. «Тверская область», Энциклопедический справочник.