ХХII Международные Рождественские образовательные чтения

ХХII Международные Рождественские образовательные чтения     28 января Преосвященный епископ Ржевский и Торопецкий Адриан и благочинный г. Ржева, ключарь Оковецкого кафедрального собора иерей Алексей Брагин приняли участие в ХХII международных Рождественских образовательных чтениях. Владыка выступил с докладом на семинаре посвященном: «Предкрещальная катехизация в современных условиях: формы, методы, содержание».

    Доклад епископа Ржевского и Торопецкого Адриана:

    Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Уже в апостольские времена крещению предшествовало оглашение.

     Оглашение в древней Церкви совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней.

    Со временем произошло постепенное сокращение и фактическое исчезновение продолжительных огласительных курсов перед крещением, что было связано, прежде всего, с всеобщим распространением практики крещения младенцев в период с 4 по 8 век. В христианском обществе крещение взрослых стало событием экстраординарным, тогда как крещение младенцев стало общепринятой нормой.

     В наши дни, надо признать, люди, желающие принять Таинство Крещения или крестить своих детей к длительному периоду оглашения не готовы. 

     Если обратиться к российскому историческому опыту, не нами сказано: «Русь крещена, но не просвещена». Но это всё-таки, мягко говоря, не совсем так.

    Христианское просвещение, спасение людей из язычества начались раньше массового крещения Руси, которое совершилось милостью Божией и стараниями великого равноапостольного князя Владимира. Многих обратила к вере великая княгиня Ольга — бабушка Владимира. Христианские общины были на Руси также до 988г. Неразумно предположить, что они не стремились привлечь к себе язычников, иноверцев, обратить их в истинную веру.

     Святому князю Владимиру выпало свыше завершить этот процесс.

     «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион.

     Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053). Великий просветитель и проповедник. Его труд «Слово о Законе и Благодати» — великолепный образец искусства апологетики. Святитель Ермоген, который — ещё священником одной из церквей Казани — своими руками извлёк из земли Казанскую икону Божией Матери, в бытность свою владыкой Казанским, собирал в храме новокрещенных татар и инородцев и просвещал их в церковной жизни. Ведь были среди них и те, которые приняли Святое Крещение в основном из житейских соображений, как у нас раньше в партию вступали…

     Мне хотелось бы особо сказать о личности истинного столпа Православия, великого и самоотверженного миссионера, родиной которого является Ржевская епархия — святого равноапостольного Николая Японского. Это действительно высокий образец служения делу просвещения духовного, горячего желания, твёрдого намерения вести людей ко Христу, преодолевая любые трудности, истинно апостольского дерзновения и вдохновения.

     Вряд ли можно найти сейчас лучшего учителя для русского катехизатора, миссионера. Современное состояние нашего народа, при том, что храмы бывают переполнены, не намного лучше тогдашней Японии. Наше дело, наш долг и наша жизнь — привлечь людей ко Христу, а тех, кто возымел намерение принять Святое Крещение, научить истинам веры.

    Надо осознать, чтобы сейчас быть действенной, катехизация должна не только соответствовать традиции, но и развиваться. А значит, должна появляться современная методика, современные средства для просвещения и проповеди.

    Поскольку новообразованная Ржевская епархия включает в себя в основном местность сельскую, значительную часть которой составляет русская глубинка, мы сочли целесообразным изложить наши взгляды на катехетическое служение в современной русской провинции.

      Ржевская епархия находится в юго-западной части Тверской области. Здесь низкая плотность населения — 17 человек на один квадратный километр (в среднем по Центральному Федеральному округу — 63 человека). Общая площадь епархии — 22000 км², население – 200 тысяч. На территории епархии действуют 33 храма, служит 42 священника.

     Что же необходимо помнить и учитывать?

     Мы часто забываем, кем становится человек, приняв Святое Крещение. При совершении Таинства человек облекается во Христа (Гал. 3:27). Он, если не отвержется, гражданин Нового Иерусалима, он принадлежит избранному роду: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2: 9). То есть крещеный становится личностью священной.

     И готовить человека к этому надлежит с чрезвычайной серьёзностью. Главенство в работе с теми, кто решил, или ещё лишь готовится принять решение, облечься во Христа, принадлежит священнику. В глубинке священник — это совершенно особая личность, на которой сконцентрировано всеобщее внимание. И поэтому его слова, действия и способы работы с оглашаемыми определяют судьбу прихода, церковной общины, Церкви.

***

     В огласительной работе у настоятеля могут быть помощники, но руководство, принятие окончательных решений, одобрение или отвержение планов — только от него…

     Даже «случайная» встреча может оказаться реальным поводом для духовного общения, первым шагом (или пусть шажком) духовного просвещения. И здесь вступает (или может вступить) в силу фактор предоглашения или оглашения предварительного. Это возможность приобретения и спасения новых душ, семена — в сердца людей. Это моменты, когда и священник, и катехизатор, и прихожанин могут обратиться в сеятелей и стать ловцами человеков. (Мф. 13.1; Мф. 4.19).

***

    У христиан есть источники, откуда они черпают слово веры. Главный источник — Священное Писание. Писание Богодухновенно, а всякая миссия впустую, если не имеет подкрепления от Святого Духа.

     Другой источник – Священное Предание. Это живое сохранение Церковью Божественного учения, живая Память Церкви.

     Еще источник — творения святых отцов и учителей Церкви.

     Еще источник – слова Богослужений и молитв.

     При общении с оглашаемыми или предоглашаемыми надо стараться сделать рассказ о Писании и Предании живым, связанным с сегодняшней жизнью. Тогда его можно будет предложить и для местного (районного, например) радио, телевидения, прессы. И это снова — снасть для ловли добрых рыб.

***

     Думается, полезно практиковать достаточно регулярные встречи и выступления настоятеля и катехизаторов в Доме культуры, клубе, библиотеке. Радостно и плодоносно — проводить, совместные празднования прихода и жителей населенного пункта – например, Рождественские праздники. Это дает возможность расширять пределы христианской проповеди, привлекать новых прихожан. Еще один способ, пока еще мало где используемый — издание церковного приходского «листка», Это импровизированная «газета» формата А4. Две страницы. Она размещается в центре деревни/поселка (на магазине, почте, клубе) и м.б. раздается прихожанам на службе. Периодичность – примерно 2 раза в месяц. Листок содержит в себе огласительные материалы, сведения о праздниках, святых, правилах церковных, расписании служб.

     Огласителем, во всяком случае, на предваряющем этапе, может и должен быть каждый прихожанин. Однако всё должно совершаться с благословения настоятеля.

     Надо воспитывать прихожан не как зрителей (хоть и благоговейных), но как участников служения, полноправных членов Христовой Семьи — Церкви.

***

     Каждому приходу необходимо соделаться евхаристической общиной, объединенной вокруг Тела и Крови Христа. К прискорбию, есть сегодня церковные общины далекие от такого понимания.

***

     Сделаемся ловцами человеков! – такой призыв был мною обращен к священству Ржевской епархии.

   В мае 2012 года на первом общеепархиальном собрании был рассмотрен вопрос об отношении священнослужителей епархии к оглашению и катехизации. К сожалению, тогда большинство отнеслись к нему скептически. Основной мотив противления звучал таким образом: «Как мы можем отказать в Крещении — вдруг человек завтра умрет?» Далее по «важности» стояли: «кто будет слушать предкрещальные беседы, кому они нужны?» и «люди все равно будут искать храмы, где нет бесед». Исходя из сложившейся ситуации, было принято решение выработать правильный и обязательный подход к вопросу предкрещальной катехизации на базе кафедрального собора города Ржева. Был создан отдел по оглашению и катехизации, учтен опыт предкрещальной катехизации других епархий.

     С мая 2011 года с людьми, желающими принять Таинство Крещения или крестить детей священник-катехизатор начал проводить по одной беседе перед Крещением (не считая беседу непосредственно перед самим Таинством). В беседе уточнялись мотивы принятия Таинства. Обычно люди называют несколько причин: «чтобы было здоровье, жизненный успех», «чтобы защита была у ребенка», «чтобы был ангел-хранитель». Редко человек имеет правильную мотивацию: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Священник старался объяснить православный подход к принятию Таинства Крещения, уточнял религиозный уровень развития человека: читал ли он когда-нибудь Священное Писание, знает ли молитвы, молится ли он, ходит ли в храм? Собеседование носило более нравоучительный, чем вероучительный характер.

    Через два месяца было принято решение ввести две обязательные беседы перед Крещением в кафедральном соборе. Теперь, для того чтобы стать христианином, человеку необходимо, как минимум, придти на первую огласительную беседу. Затем прочитать одно из Евангелий, выучить Символ Веры, молитву «Отче наш». Придти на вторую беседу, по результатам которой принимается решение о Крещении. В результате введения предкрещальной катехизации вместо 30 крещений в месяц таинство стали совершать 3-7 раз.

     Анализируя столь показательную разницу в цифрах, мы увидели следующие причины нежелания людей проходить оглашение:

     1. Не здравомысленное, у кого-то даже магическое, восприятие Таинства Крещения

     2. Нежелание уделить часть своего времени подготовке к Таинству.

     3. Поиск «альтернативных» путей – т.е. поиск храмов или даже епархий, где можно креститься без подготовки.

     В 2013 году, по результатам работы отдела по оглашению и катехизации кафедрального города, на епархиальном совете принято решение ввести две обязательные беседы с желающими принять Таинство Крещения по всей епархии. Миссионерским отделом епархии были подготовлены для приходов и благочиний брошюры с текстами предкрещальных бесед и бесед для венчающихся. Общеепархиальное собрание с привлечением священства, помощников благочинных, преподавателей кафедры теологии Тверского государственного университета и мирян, посвященное вопросам и проблемам предкрещальной катехизации, единодушно поддержало инициативу об обязательной предкрещальной катехизации в Ржевской епархии.

    Вполне вероятно, что со временем, когда накопится опыт огласительной работы, минимальные требования к оглашению будут повышены и на общецерковном уровне.

     Да сподобимся мы быть верными учениками и последователями Господа нашего Иисуса Христа! Аминь. Благодарю за внимание.

***

     Тезисы к выступлению на семинаре по оглашению

     Предварительное наставление в православной вере перед принятием Таинства Крещения (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Продолжительность такого наставления фактически соответствовала времени, необходимому для воцерковления оглашаемого, для того чтобы человек, как правило, язычник, уверовавший в истинного Бога и желающий войти в лоно Церкви стал христианином: обрел христианское мировоззрение и изменил свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими. За этот период вера становилась твердой, осознанной и приносимые в конце периода оглашения крещальные обеты являлись итогом серьезного пути, сопряженного со значительным духовным трудом.

     Такая длительность оглашения недостижима теперь для большинства приходов и не может видимо пока рассматриваться как цель для общецерковной практики. В настоящее время люди, желающие принять Таинство Крещения или крестить своих детей, в большей части своей не готовы к длительному периоду научения в вере. Нередко это вызвано потребительским отношением, предполагающим получение желаемого при минимальных затратах и самоотдаче, которое распространяется также на духовную сторону жизни человека, и с трудом преодолимо. Иногда человек просто не осознает важность и ответственность принимаемого решения. Поэтому изначально поставленная слишком высокая духовная планка, может отпугнуть и тех, кто со временем будет способен принести добрый плод во Христе. Приходится констатировать, что Церковь в настоящее время не готова повсеместно осуществлять длительное оглашение, которое было бы подкреплено условиями, позволяющими человеку, имеющему не вполне верные и глубокие мотивы к принятию Таинства, не изменить своего намерения креститься, а наоборот сделать все необходимое и возможное, чтобы оно было совершено.

     Поэтому следует искать приемлемые решения, с учетом реалий, но таким образом, чтобы подготовка не становилась профанацией. Минимальный объем подготовки к Крещению в соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви», принятым Священным Синодом в 2011г. и утвержденным Архиерейским Собором в 2013 г. – это две предварительные беседы перед Крещением, в сочетании с личным духовным трудом человека, и исповедальная беседа. Подобные требования предъявляются к родителям и восприемникам крещаемых детей, кроме тех случаев, если они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. По отношению к ним – это возможность Церкви обратиться к своим чадам, которые по тем или иным причинам фактически оказались вне ее ограды.

      Главная задача такого минимального оглашения видится в том, чтобы сориентировать человека в основах христианской веры и жизни и нацелить его на дальнейшее воцерковление. За этот, хотя и небольшой, срок человек уже способен принести определенный плод своей веры: прочитать Евангелие, начать молиться, участвовать в богослужениях. В процессе оглашения и исповедальной беседы со священникам может стать понятно, есть ли у желающего креститься человека доверие к Церкви и ее учению, есть ли внутренняя решимость увидеть и оставить грех, жизнь вне Бога. Если такая решимость у человека есть, то вопрос о крещении может быть решен положительно.

    Безусловно, только этой подготовкой нельзя ограничиться. Новокрещеным членам Церкви дается значительный кредит доверия, и на священнослужителях, катехизаторах, и членах прихода лежит ответственность за их дальнейшее воцерковление и проведение длительной послекрещальной катехизизации. Здесь большое значение имеет деятельность воскресных школ для взрослых, о чем будет подробно говориться на соответствующем семинаре.

    Для нашей Церкви, тогда когда еще несколько лет назад во многих храмах оглашение отсутствовало или ограничивалось лишь краткой беседой непосредственно перед Таинством, введение тех норм, которые определены документом уже является значительным шагом вперед.

    Сейчас проведение оглашения именно в соответствии с утвержденными минимальными требованиями проводится в большинстве приходов, поэтому сегодня на семинаре будут рассмотрены примеры проведения такого оглашения. Будет предложен к обсуждению тот минимум знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть ищущий крещения и желающий крестить своих детей.

     В приходах и благочиниях, где есть соответствующие возможности, желательно увеличивать длительность и объем подготовки к Таинству Крещения и бесед с родителями и восприемниками. В данных беседах могут участвовать не только те, кто готовится принять Крещение, но и крещеные, желающие изучить основы веры, если они ранее не прошли катехизацию. Есть положительные примеры проведения оглашения в течение 1-3 месяцев, а в некоторых случаях и более. Безусловно, за этот период можно с Божьей помощью сделать значительно больше для воцерковления человека. Изначальное нежелание готовиться к Таинству постепенно нередко перерастает в живую заинтересованность и нацеленность на дальнейшую церковную жизнь.

    Есть епархии, где перед крещением повсеместно проводится большее количество бесед, чем это определено минимальными требованиями. На семинаре такой опыт будет представлен представителями Саратовской и Ташкентской епархий.

    Вполне вероятно, что со временем, когда накопится опыт огласительной работы, минимальные требования к оглашению будут повышены и на общецерковном уровне.

     В качестве положительного примера организации оглашения на семинаре будет представлен опыт Владивостокской епархии, где создан епархиальный огласительный центр (школа), осуществляющий централизованную подготовку к крещению на приходах.

     Катехизация и оглашение как ее часть должны осуществляться священнослужителями и мирянами, подготовленными к этому служению. Катехизатор должен быть живым образцом веры. Ему необходимо говорить от церковного опыта в духе Священного Писания и Предания. Но говорить следует не об отвлеченных вещах, а о том, что близко для слушающих, о том, что готово воспринять их сердце.

     Важно, чтобы на епархиальном и благочинническом уровне осуществлялся обмен опытом и повышение квалификации катехизаторов под руководством представителей епархиального отдела религиозного образования и катехизации и помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации.

     На нашем семинаре будут также отражены особенности проведения оглашения с различными категориями оглашаемых. Будут рассмотрены вопросы осуществления взамодействия с оглашаемыми и связи оглашения с общинной жизнью на приходе.

     Хотелось бы пожелать всем участникам семинара помощи Божией в нашей работе и просветительских трудах.

Внимание!
При использовании материалов сайта просьба указывать ссылку:
«Сайт кафедрального собора Оковецкой иконы Божией Матери г.Ржев»

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.