В преддверии знаковой даты для кафедрального города нашей епархии — 70-летия со дня освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков — правящий архиерей Ржевской епархии епископ Адриан принял главного редактора газеты «Ржевская правда» И. П. Зелинскую и дал ей интервью.
– Ваше Преосвященство! Прежде, чем перейти непосредственно к вопросам, позвольте поздравить Вас со знаменательной датой, кою Вы отметили в нынешнем феврале, на Сретение Господне – 30-летием иерейской хиротонии – и пожелать Вам помощи Божией во всех начинаниях, многая и благая лета!
– Благодарствую!
– 28 декабря исполнился год со дня образования Ржевской епархии. Несмотря на то, что с напоминанием о сей дате мы несколько припозднились, хотелось бы отдать дань этой теме – подвести некоторые итоги года. Ведь не секрет: прежде всего, из-за внешних угроз Церковь нуждалась в реформе управления. Первый этап возрождения Русской Православной Церкви прошел благополучно – здания храмов восстановлены, повсеместно строятся новые; теперь необходимо, чтобы туда пришли и новые кадры, пастыри, если так можно сказать, «духовные водители», силами которых в полной мере и возродится духовная жизнь приходов. Так стало ли решение о разделении епархий эффективным именно в этом смысле?
– Духовная жизнь не стоит на месте, она волнообразно двигается – либо угасает, либо возрастает. Решение о разделении епархий возымело благое действие. Судите сами: если раньше юго-западная часть Тверской епархии считалась периферийной, то сейчас стала центральной. Поскольку центр всегда задает свой тон, сегодня жизнь духовная здесь активизируется, и это видно по всему: в церковь приходит всё больше людей, молодежи, семей, которые приводят сюда своих малолетних детей, причем осознанно – не просто поставить свечу, но и приобщить ко Христу подрастающее поколение. В Оковецком соборе организованы курсы катехизиса, где сообщаются основы христианской духовности. Сейчас в наших храмах крестят людей, предварительно проводя собеседование. Наша задача – не просто покрестить их и оставить в «ранге» православных в житейском море, но дать им зачатки веры, которая как знание будет сопровождать их на протяжении всей жизни. И благодаря этому они будут изучать Священное Писание, жить по-христиански, становиться людьми новой формации – это то, к чему нас и призывает Святая Церковь, наш Патриарх. Таким образом, все эти преобразования имеют важное значение в нашей жизни.
– Наши беседы с благочинным Ржевского округа приснопамятным протоиереем Олегом Чайкиным нередко выявляли интересные закономерности: в частности, батюшка говорил о том, что состояние духовной жизни в Ржеве выглядит куда более упадочно в сравнении с другими городами и районами благочиния. Владыка, какой лично Вы увидели эту составляющую, если выражение «состояние духовной жизни конкретного города» вообще корректно?
– Я бы оценил это высказывание так: говоря о духовной жизни отдельного города, мы, в первую очередь, имеем в виду его жителей. В Ржеве я увидел много великодушных, добрых, чутких людей – я бы даже сказал, что таких в тверской, центральной части, встречал гораздо реже. Возможно, это умозаключение было связано с отсутствием религиозного образования паствы, необходимых знаний о христианстве? Но ведь духовность определяется вовсе не знаниями, а прежде всего – содержанием души, тем, насколько она способна любить ближнего, жертвовать собой ради него, отзываться на боль другого человека. И в этом смысле у города огромный потенциал: за время служения я познакомился со всеми сферами его жизни, с множеством людей – так вот, отсутствия духовности, какого-то состояния упадничества не увидел. Другой вопрос – религиозное воспитание, вот здесь у нас большое поле деятельности, где нужно приложить максимум усилий. Но способность души воспринимать любовь и добро – она живет в людях, являя собой ту благодатную почву, на которую, как семена, лягут необходимые знания.
– На сегодняшний день практически все организационные вопросы улажены – я имею в виду внешнее устроение епархиальной жизни. В частности, бывший центром благочиния Вознесенский собор утратил сей статус – роль кафедрального ныне принадлежит храму Оковецко-Ржевской иконы Божией Матери; выделена земля и под архиерейскую резиденцию. Её строительство, как я понимаю, вопрос неопределенного будущего?
– Этот процесс будет продолжаться, я думаю, на протяжении многих лет. Ведь бюджета как такового (по аналогии с государственным) у Церкви нет. Её материальная составляющая определяется людьми, которые вовлечены в церковную жизнь: именно на их жертвы созидаются храмы, обустраивается территория вокруг них, выплачивается зарплата священнослужителям, обслуживающему персоналу. Прежде на территории города не было архиерейской резиденции, и нам необходимо решить этот вопрос сообща, всем миром. Я стою на таких позициях: не стоит к решению этого вопроса привлекать людей, которые, не имея никакого отношения к нашему городу, могли бы сделать соответствующие взносы – как некий щедрый жест великого господина. Пусть сами жители примут участие в этом начинании, ведь архиерейская резиденция станет достоянием города, являя собой центр той духовной жизни, которая впоследствии, я надеюсь, станет только возрастать.
– С образованием епархии произошли заметные штатные перестановки – в том числе, сменились настоятели ржевских храмов. На кого из священнослужителей сегодня возложена задача по управлению нашими причтами и приходами?
– Настоятелем Вознесенского собора сегодня является протоиерей Константин Чайкин, храма Новомучеников и Исповедников Российских – иерей Валерий Макаров, храма великомученицы Варвары – иерей Алексий Ипполитов, Оковецкий собор возглавляю я – как правящий архиерей, все необходимые действия по управлению в оперативном порядке осуществляет ключарь собора – иерей Алексий Брагин. В Ржеве всего четыре действующих храма, и этого недостаточно для такого города, ощущается и нехватка духовенства – вот настоящая проблема, для решения которой мы и призваны Богом на эту землю.
– Владыка, верно ли, что на уровне Ржевской епархии было принято решение – во время проскомидии совершать поминовение действующих глав администраций городов и районов?
– Наша епархия – это часть Церкви Святой, в которую входят все живущие, в том числе представители власти, обремененные множеством забот, огромными проблемами и великой ответственностью. Им необходима молитва Церкви! И мы приняли такое решение – во всех церквях епархии во время службы поминать глав администраций находящихся на нашей территории муниципальных образований. Сила молитвы велика: она привлекает помощь Божию во всех благих начинаниях, дает силы потрудиться во славу Отечества нашего!
– Город живет в преддверии знаковой даты: 3 марта Ржев и район отметят 70-летие со дня окончания Ржевской битвы. Как раз накануне нашей встречи я прочла Ваше послание к ржевитянам по случаю этого юбилея. В нем Вы упоминаете точку зрения некоторых исследователей (которую, как я понимаю, разделяете): здесь, в верховьях Волги, в 1941-1943 годах происходила планетарная военная драма. Знаете, нередко, отмечая подобные даты, мы забываем о духовной составляющей такого рода событий – о том, что наши воины одерживали победу не столько силой оружия, сколько силой духа…
– Страницы российской истории буквально испещрены описанием страшнейших испытаний, а ведь именно в то время и формировался дух русского человека, основа которого – в христианском сознании нашего народа. Вспомните советские времена: Церковь была сдвинута на периферию, священнослужителей – гнали и уничтожали физически, тем не менее, в своем сознании наши воины (а ведь процентов на 80 армия состояла из крестьянства, выходцев из деревни) несли этот дух христианства. Несмотря на вражеские провокации самого начала войны: давайте сбросим коммунистическое иго! – никто ведь не стал предателем (да, были исключения, но я сейчас не об этом). И Церковь не пошла на поводу у провокаторов, хотя мы прекрасно знаем, сколько она понесла утрат. Такое понятие, как Отечество, и побуждало народ жизнь свою отдавать – нет, не за конкретную личность, а за свою родную землю, своих предков, свою семью, наконец. Массовый героизм в годы войны сконцентрировался здесь, на Ржевской земле. Казалось бы, театр военных действий как таковой не имел никакого великого значения – все-таки это маленький провинциальный город, но все знали: позади Москва, поэтому здесь надо стоять намертво. Не было бы Ржевской битвы – не состоялась бы победа под Сталинградом, под Москвой. Все взаимосвязано! Да, огромная жертва была принесена здесь, на Ржевской земле, но эти испытания не напрасны, ибо в конечном итоге послужили делу нашей победы.
– В 2016-м году Ржев отметит 800-летие основания города. Уже прошли предварительные согласования мероприятий, которые необходимо реализовать за три года до юбилея. Честно говоря, печально наблюдать, как власть и общественность всерьез обсуждают необходимость открытия (в рамках такой подготовки) памятника поручику Ржевскому (лично я не хотела бы, чтобы город воинской славы ассоциировался с героем анекдотов) или строительства крематория, спорят на тему: что важнее – театр или киноконцертный зал. Я видела список этих мероприятий – мы по-прежнему хотим хлеба и зрелищ, и только, ибо духовно-нравственной составляющей там не нашла… Выступала ли епархия с какими-то инициативами на сей счет?
– Да, предложения свои мы оформили. В частности, речь шла о необходимости облагородить территорию храма Новомучеников и Исповедников Российских, который стоит на самом видном месте, украшает город, поэтому он должен стать визитной карточкой Ржева. Необходимо позаботиться и о благоустроении храма великомученицы Варвары, привести в порядок внешний вид Вознесенского собора, в том числе его кладбищенскую часть. Названные инициативы в полной мере согласуются с теми задачами, которые ставит перед собой муниципалитет, реализуя подготовительные мероприятия к юбилею. Это необходимо не столько Церкви, сколько городу, цель которого – преобразовать окружающее пространство с тем, чтобы наши улицы и площади имели законченный, радующий глаз вид.
Что же касается упомянутых Вами инициатив… Таким образом, я думаю, всего лишь были оформлены пожелания людей, возглавляющих в городе те или иные структуры, быть может, даже их мечты. Наверное, прежде чем всерьез оценивать такие предложения, нужно понять: далеко не все из них пройдут предварительное согласование. Совсем другой вопрос – как сделать, чтобы деньги, выделенные федеральным центром, пошли на благо Ржева. Я знаю, что глава администрации города Л.Тишкевич подходит к этой теме серьезно: в план мероприятий включены и наиболее актуальные задачи – такие, как завершение строительства водозабора и реконструкция дорог. Проблем много – разве возможно их решить в одночасье? В любом случае, позитивные перемены, произошедшие при новом руководстве, видны всем. Скажем, когда во главе городской администрации встал Леонид Эдуардович, у Ржева был огромный долг – несколько сотен миллионов рублей, а сегодня он сократился в разы – это ли не свидетельство поступательной и эффективной работы городской власти? Указ Президента РФ о праздновании 800-летия Ржева действительно свалился нам на голову, как некий подарок, тем не менее, к использованию этих средств необходимо подойти взвешенно, трезво, аргументированно. Безусловно, и главе администрации непросто противостоять группам, которые лоббируют свои интересы, однако будем надеяться – здравый смысл возобладает.
– Владыка, от темы обустройства епархии позвольте перейти к вопросам, затрагивающим жизнь Церкви в целом. Социология – наука атеистическая (не в последнюю очередь, ввиду происхождения и методологии), хотя одна из ее отраслей как раз и призвана изучать взаимоотношения между религией и обществом. Скажем, в конце 2012-го социологи Левада-центра в очередной раз подсчитали количество православных в стране: таковыми себя считают 74 процента населения, но при этом лишь 11% посещают церковные богослужения, еще меньше (7%) – участвуют в церковных таинствах. Я понимаю: православие большинства – лишь способ самоидентифицировать себя с точки зрения национальности, но действительно ли количество «практикующих православных» столь мало, как это представляют социологи?
— Религиозный опыт, несомненно, имеет величину и именно эту величину и называют внутри Церкви воцерковлённостью. Только измерить её инструментами светской социологии невозможно. Понятие «воцерковленный» христианин, вполне уместное и понятное внутри Церкви, с научной точки зрения превращается в бессмысленность из–за отсутствия объективных критериев. Определить с помощью цифр личные отношения человека с Богом невозможно, ведь латинское слово — религия — означает именно связь, соединение. «Практикующий христианин» – не тот, кто расставляет свечки по храму на службе, но тот, кто молится Богу, вступает в личное общение с Ним. А поэтому каждый из 74 процентов православных в какие-то моменты бывает очень близок ко Христу («переходит» в пресловутые 7%), а в какие-то – бесконечно далек. В этом заключается парадокс христианства.
С другой стороны, сейчас многие люди лучше представляют себе, что такое принадлежность к Церкви, чем, скажем, 10 лет назад. Очевидно, многие теперь осознают, что недостаточно повесить дома икону или один раз в году приходить за святой водой в храм, чтобы заявлять о своей принадлежности к Церкви. В определенной степени такое критическое отношение к собственной церковности – один из результатов просвещения.
Что касается пресловутых 70-80 процентов, то Русская Православная Церковь называет их людьми, сохраняющими православную культуру и идентичность. Они слышат пастырский голос Церкви, они не чужие для Православия, и оно дорого и важно для них. Именно этим руководствуется Церковь в своей миссионерской работе, а также при отстаивании традиционных для нашего общества нравственных ценностей, которые разделяют не менее 80 процентов наших сограждан, истоки мировоззрения которых восходят к Православию. И если мы употребляем термин «духовное возрождение нашей Родины», то мы имеем в виду не столько количественные показатели, сколько тенденцию. Она явно идет в сторону более серьезного и более глубокого внимания людей к вопросам религии, духовности, Церкви.
– Обратила внимание на ваше удивление этим словосочетанием – «практикующие православные».
– Да, практикующие йогу еще могут быть… (Улыбается).
– Это, скорее, для удобства понимания: не случайно человек в лоне Церкви…
– Ни один человек случайно в церковь не заходит – всегда есть потребность души, и если он «вдруг» оказался за церковной оградой – он пришел сюда далеко не случайно, а потому, что не мог не прийти.
– То есть «вдруг» в данном контексте – вовсе не вдруг?
– Это все равно, что сказать: человек «вдруг» решил пообедать. Нет, он принимает пищу, ибо голоден, ему необходимо удовлетворить свою потребность в еде. В зависимости от размеров души человеческой точно так же происходит и удовлетворение духовных потребностей. Одному достаточно пообщаться с тем, кто носит в себе любовь, и уже от этого получает огромную духовную пользу. Другому подобного общения недостаточно, и он стремится туда, где находится основа этой любви – в храм Божий, и там находит для себя эту пищу. Вообще, в мире нет людей бездуховных – без своего собственного внутреннего мира. Просто у кого-то он светел и богат, а у кого-то – помрачен и беден. Поэтому каждый практикуется в своем пространстве духовной жизни, на своем уровне. Кто-то просто верит в существование некой высшей силы, которую и именует Богом. Он может быть верующим, но при этом не быть христианином. Христианин – человек, который всем опытом своей жизни осознал: самостоятельно, без Христа, он ничего не в состоянии исполнить («Без Мене не можете творити ничесоже» – Ин.15:5). Вот с обращения к Спасителю своему: «Помоги мне, без Тебя ничего не могу!» – и начинается христианство. Мы ведь изломаны внутри, мы все больны. И вот Христос пришел избавить нас от этой греховной тяжести, и каждый, кто начинает это понимать, кто приходит к Нему с просьбой: «Помоги мне, Отче!» – тот и называется христианином.
– Но вне Церкви весьма непросто духовное делание осуществлять…
– Да, трудно. Но получив однажды правильное представление о христианстве, человек начинает, как Вы скажете, на практике реализовывать полученные знания, и это ему помогает жить полноценно – с полным осознанием того, зачем он пришел в этот мир. Конечно, все зависит от степени его развитости, зрелости, способности думать, анализировать, познавать. Бывает, человек удовлетворяется тем, что читает одну молитву: «Господи, помоги!». И ведь знаете – помогает! Это, наверное, удивительно слышать, но так есть.
— Владыка, не секрет, что страна в целом, и Церковь – в том числе, сегодня живут в условиях постоянной, широкомасштабной, не ограниченной в способах и средствах информационной войны – в конечном итоге, она ведется за души людей. Особенно преуспевают в этом либеральные СМИ и блогосфера. Те же соцопросы нередко становятся основанием для выводов, подобных этому: «Может ли РПЦ при таком раскладе претендовать на духовное водительство страны в целом, ведь ее учение не проникает в души людей». Пожалуй, это не самое негативное утверждение в великом множестве себе подобных…
– Представителям СМИ, блогерам необходимо помнить: все они – граждане Отечества нашего, поэтому любую публикацию необходимо пропускать через призму национальных интересов, задаваясь вопросом: выгодно ли это России – когда возят лицом по асфальту основы духовности нашей? Правильно ли это – когда в свет выходят материалы, искажающие действительность, после прочтения которых пропадает желание жить, трудиться, растить детей? Допустимо ли это – представлять в сюжетах ТВ собственную страну такой, что просто сломя голову бежать из нее хочется? У меня возникает желание задать этим людям вопрос: на кого они работают, кто им платит деньги? Сегодня мы живем в мире, где необходимо весьма бережно и осторожно относиться к каждому слову, особенно сказанному публично. Ибо ныне тысячи усилий направлены на то, чтобы уничтожить, развалить, опустить нашу страну – прежде всего, извне. На международном уровне Россия сегодня занимает совсем иные позиции, нежели это было в 90-х, а у нас по-прежнему говорят: мы – отсталая страна, у которой нет будущего! Как это нет? Разве не видите: медленно, но верно мы движемся к возрождению, вот уже и о борьбе с коррупцией не только говорят – действуют, и такие преобразования затрагивают большинство сфер нашей жизни.
– Истекший год стал для РПЦ весьма непростым (собственно, когда это у нее были легкие периоды?). Прежде всего, я имею в виду ряд публичных акций, направленных против Церкви. Понимание, почему это происходит, у людей верующих есть: Бог ныне и впрямь будто бы попускает великую встряску – «не будь искушений, никто бы не спасся». Но ведь именно в 2012-м появилась необходимость проводить общие молитвы и стояния в защиту веры, поруганных святынь и доброго имени Церкви?
– Инициативы Патриарха Кирилла, связанные с проведением общих молитв и стояний – как раз и есть проявление интересов тех самых «практикующих православных», которые в неисчислимом количестве появились ныне. Я тоже был там – у храма Христа Спасителя, вместе с прихожанами ржевских церквей, видел тысячи людей, пришедших сюда, чтобы защитить свои святыни. Поверьте: человек, индифферентный к вере, не придет на такие акции, поэтому люди шли не по команде – по велению сердца. Если бы вопрос поставить шире – не только в защиту поруганных святынь, а в защиту духовности как таковой – тогда бы на молитвенное стояние пришло еще больше народа! Ведь тот же кощунственный акт в храме Христа Спасителя со стороны панк-группы – это оскорбление не только людей, исповедующих христианство, но и представителей всех религий, которые существуют в окружающем нас пространстве. Этого нельзя допускать, в противном случае мы с вами на одном уровне с животными окажемся, когда не станет для нас ничего святого! Есть святыни Церкви, существуют и памятники, поставленные в честь россиян, составивших славу Отечеству нашему, другие реликвии, в том числе исторические. К ним тоже необходимо относиться с огромным уважением, почитать их. А у нас нередко и это негласное правило не соблюдается: скажем, недавно спортсмен из Хакасии, чемпион России по кикбоксингу, демонстрировал свою растяжку на монументе погибшим советским воинам. Это тоже акт кощунства, поругания – той святости души человека, которую носит в себе наша культура!
– В моем окружении есть люди, семьи, для которых Церковь – центр жизни. Но при этом они отмечают: сегодня, как никогда, жива проблема «духовного водительства»: найти духовника, который направлял бы людей на всех их путях, действительно неимоверно сложно!
– Эта тема для Церкви – очень больная. Для того чтобы стать духовником – нужно пройти школу духовной жизни, окончить ее. Вообще духовник должен обладать только одним качеством – любить людей, а это значит – сострадать им, вместе с ними нести их боль, все тяжести, беды, обиды. Всё, больше ничего он не должен! Если священнослужитель способен любить, сострадать, жалеть человека, болеть о нем – он духовник! Не способен – он никто. Ведь посмотрите, как у нас нередко происходит: на работе – проблемы, в семье – непонимание, в какую контору ни придешь – не видят в тебе человека! Ну, и где еще почувствуешь себя полноценной личностью? Нет такого места в мире! Зато существует в церкви – там есть тот, кто обнимет, пожалеет, простит, исповедь твою примет. Именно этому я и учу своих священников…
– Владыка, так должно быть, да нет…
– Священнослужители ведь тоже этого хотят, тоже об этом просят, но они – такие же люди, как и прихожане: если не получили они этого дара любви в своем детстве, в своем доме, в своем образовании – окормляют паству, в полной мере не понимая своего предназначения. Учиться этому нужно, долго и трудно, но учиться! Бывает, священник думает о себе, что его миссия – заставлять и наказывать. А вы откройте Священное Писание: кого Иисус в Своей земной жизни наказал? Лицемеров, фарисеев – да. Но ни одного грешника не наказал – всех простил, всех до одного! Всех любил, всем сострадал. Таково должно быть самосознание любого священника. Надеюсь, движение такое будет обязательно – именно на уровне приходов. Приход – это место, куда человек ходит не только потому, что живет рядом. Он, как правило, идет не столько в определенный храм, сколько на конкретного священника, способного зажечь, вдохновить, вести по жизни. Нередко люди даже бросают какие-то свои дела – ради такого духовного общения. Таким образом, приход и созидается.
– Но ведь это далеко не всегда возможно – принимать деятельное участие в жизни церковной общины, несмотря на огромное желание!
– Не стоит страдать, если ты в полной мере не можешь посвятить себя жизни Церкви. Это возможно только в свободное время, а его у нас мало – так вот, какое есть, такое и следует использовать, соизмеряя свои силы. Семья ведь тоже – малая церковь, ею пренебрегать нельзя, ее устроению тоже необходимо посвящать время. Нельзя измерять эти величины на чашах весов – с тем, чтобы церковная непременно перетянула. Ко всему нужно взвешенно подходить. Что нам говорят святые отцы? Одна из основных добродетелей – это рассуждение. Чтобы баланс был положительный – человек получал пользу, не было в нем страданий. Апостол Павел в послании к филиппийцам восклицал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!». Надо и нам так жить – с радостью. Это трудно, но возможно. Важно осознать причины этой радости: Христос рядом, близ нашего сердца – вот где надо искать свое место! А церковь – способ для обнаружения Христа, средство к этому. Цель-то другая – спасение души нашей…
– Владыка, мы общаемся накануне Великого поста, хотелось бы услышать Ваши наставления тем, кто принял неукоснительное решение его соблюдать!
– Пост – это время, когда человек уделяет особое внимание своей душе. Научиться в этот период нужно одному – воздержанию, как в пище, так и в своих потребностях, чувствах, желаниях. Я имею в виду вовсе не отказ, а именно воздержание. Это самые простые вещи, которые нужно помнить христианину. Пищевые запреты – это далеко не все из необходимого. В своей семье, с людьми, которые трудятся рядом, да с любым человеком – будьте добрыми, приветливыми, отзывчивыми, сострадательными. Весь смысл поста к этому сводится – чтобы у нас проснулось чувство любви к ближнему, чтобы мы ощутили потребность творить добро. И когда мы будем это искать в себе и найдем, когда осознаем, какая это радость – не получать, а отдавать, – тогда и достигнем желаемого! Недаром же говорят: время поста – весна для души!
– Владыка, благодарю Вас за интервью.